Гражданско-патриотическое воспитание

Виртуальные экскурсии

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Историко-культурный комплекс "Гродненская крепость - Партизанский лагерь" д. Коробчицы, Гродненский р-н

 

  •  Вид маршрута: транспортно - пеший (≈​ 25 - 30 минут в пути от автовокзала).
  • Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.
  • Продолжительность по времени: 2-3 часа (в зависимости от заинтересованности и самочувствия ребёнка).
  • По ходу маршрута дорога  частично заасфальтирована. От стоянки "Маёнтак Каробчицы" к комплексу ведёт гравийное шоссе. Справа виднеются деревянные оригинальные ограждения.

    Посещение знаковых мест времён Великой Отечественной войны несёт в себе неоценимую пользу для тех, кто не застал и, надеемся, не застанет страшные для всех времена. Ведь самое ценное, что есть у каждого человека – это мир.

      

Лучше один раз увидеть настоящий партизанский лагерь, чем сто раз о нем услышать. Именно поэтому в маёнтке «Каробчыцы» появился историко-культурный комплекс «Гродненская крепость – Партизанский лагерь». Его задача – показать детям и взрослым, как жилось в партизанском лагере, проходили бои на зенитной позиции и в фортах Гродненской крепости.

        Партизанский лагерь находится в глубине парковой территории, где проходили бои во времена Первой мировой и Великой Отечественной войн. Все места в партизанском лагере создавались по воспоминаниям ветеранов ВОВ. Здесь более полувека назад жили, боролись и надеялись на победу наши предки. Поэтому так важно помнить и уважать подвиг народа.

     По прибытию на место Вы увидите зенитную позицию, где бойцы отражали атаки вражеских самолетов.

    В партизанском лагере расположены: землянка командира отряда, медсанчасть, оружейная мастерская, партизанская школа и столовая.

     В землянках можно примерить каски, подержать в руках оружие, посмотреть фотографии военных лет.

 

     На территории лагеря располаается выставка военной техники. Желающие могут посмотреть танки, машины, зенитные орудия, посидеть у штурвала самолёта.

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ "Памятные места Гродно"

 

  • Вид маршрута: пеший (≈​ 25 - 30 минут от автовокзала). От автовокзала можно добраться на общественном транспорте:  автобус № 15, 20.
  • Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.
  • Продолжительность по времени: 1,5-2 часа (в зависимости от заинтересованности и самочувствия ребёнка).
  • По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.
  • Опасные участки по ходу маршрута:

      ​- переходы проезжей части;

      - переходы перекрестков;

      - движение вдоль близко расположенной проезжей части. 

    

Братская могила советских воинов и партизан в Гродно 

      Братская могила советских воинов и партизан в Гродно — мемориальный комплекс, расположенный у входа в парк Жилибера. Открыт в 1949 году. 

      Ранее на этом месте находились захоронения солдат и офицеров, отдавших свои жизни в годы Великой Отечественной войны (всего 50 могил). Памятник представляет собой четырёхгранный обелиск на гранитном постаменте. Золотыми буквами на камне выписаны имена храбрых защитников Родины. Среди них есть партизанка Ольга Соломова, именем которой названа одна из улиц Гродно.

       У основания обелиска стоит фигура скорбящего советского воина. В руке он держит приспущенный флаг.

      В 1984 году была проведена реконструкция, в ходе которой у подножия монумента был зажжён Вечный огонь. 

Парк Жилибера

        Парк Жилибера - городской парк имени Жана Эммануэля Жилибера в центре города Гродно.  Жан Эммануэль Жилибер - французский ботаник, медик и биолог. В 1770-х годах Жилибер прибыл в Гродно по просьбе Антония Тызенгауза для открытия здесь врачебной школы. Жилибер пошёл дальше и в 1775 году открыл в Гродно первое высшее учебное заведение на территории современной Беларуси — Врачебную академию, просуществовавшую до 1781 года. При этой академии работала аптека (сегодня — аптека-музей в Гродно), а неподалеку был разбит аптекарский огород, на котором выращивались лекарственные и пряно-ароматические растения.       Сад был создан 8 апреля 1775 году и являлся наглядным учебным пособием в академии. Через три года после основания сада он считался самым лучшим в Европе и насчитывал множество различных растений, а именно 2000 видов, многие из которых являлись редкостью. Когда Жилиберу пришлось покинуть город, уход за садом перешёл в руки властей города. К несчастью они не смогли ухаживать за садом как следует, и парк был заброшен. После нескольких лет, труд Жана Эммануэля был разделён на территории: два сада и один парк. В 1920-е года было решено заново создать ботанический сад.      Сегодняшний парк значительно отличается от своего предшественника, заложенного известным французским учёным, но всё также впечатляет зелёными аллеями, скамейками, расположившимися в тени высоких деревьев, мостами над журчащей речкой Городничанкой и бронзовыми статуями.

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ "Достопримечательности города Гродно"

   

Гродно по праву называют городом-музеем или музей под открытым небом. Он  самый богатый памятниками архитектуры и самый красивый город Беларуси! Архитектурные сооружения древнего города принадлежат различным стилям. В Гродно множество изысканных костелов и церквей, Старый и Новый замки. Здесь находится самая старая церковь Беларуси – Коложская, построенная еще  в 12 в. и изысканный Фарный (бывший иезуитский) костел 1705 г. Еще в Гродно сохранились единственная действующая кирха в стране  и уникальная синагога.

  •  Вид маршрута: пеший.
  • Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.
  • Продолжительность по времени: 2 дня по 2-3 часа (в зависимости от заинтересованности и самочувствия ребёнка).
  • По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.
  • Опасные участки по ходу маршрута:

      ​- переходы проезжей части;

      - переходы перекрестков;

      - движение вдоль близко расположенной проезжей части.

ДЕНЬ 1.

Кирха

     Церковь святого Иоанна в Гродно — историко-культурный объект неоготической сакральной архитектуры начала 19 века.

    Лютеранская церковь в Гродно — единственная действующая кирха в Беларуси, каждую неделю здесь проходят воскресные службы, не редки концерты органной музыки и благотворительные мероприятия.

     Долгие годы здание кирхи не использовалось по прямому назначению. Вплоть до 1994 года здесь находился государственный архив, поэтому из храма была вывезена значительная часть элементов интерьера. Ул. Кирховую переименовали в Академическую. Лютеранское кладбище, где в годы Первой мировой войны производили захоронения и погибших офицеров, было застроено общественными зданиями. Сегодня на этом месте располагаются жилые дома и детский сад.

     Лютеранскую церковь не зря называют «поющей», ведь все богослужения там проходят с музыкальным сопровождением. Однако ещё до недавнего времени своего органа в кирхе не было, на поиски подходящего ушло два года. В результате нужный инструмент был найден во Франкфурте-на-Майне и привезён в обновлённую гродненскую кирху уже в 2014 году.  

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор 

    Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.  Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).

Фарный костел Святого Франциска Ксаверия

  

        Католический кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия (Фарный костел) в Гродно – это один из самых знаменитых, выдающихся и богато декорированных храмов Беларуси. Этот костел строился с 1678 и по 1703 годы, и был торжественно освящен в 1705 году. Главный фасад храма украшают две величественные изящные башни, которые были возведены с 1750 года и по 1752 год. Неофициально данный храм называется также Фарный костел, что означает просто Главный костел. Он действительно является главным, т.е. кафедральным для всего города Гродно и Гродненской области.

    Достопримечательность Фарного костела – высокий деревянный алтарь, который украшают более 20 фигур апостолов и святых. На одной из башен храма установлен старейший в Европе часовой механизм (часы в Гродно даже старше пражских).

ДЕНЬ 2. 

Пожарная каланча

       Пожарная каланча в Гродно — памятник архитектуры 20 века, на территории которого располагается действующая пожарно-спасательная часть. Находится на пересечении старейших улиц города — Замковой и Давида Городенского.

         Несмотря на все войны, восстания и революции, главным врагом Гродно был огонь. Поэтому в 1870 году в городе появилась первая деревянная башня пожарной части. Тем не менее, даже тогда не удалось побороть стихию. В мае 1885 года вследствие засухи загорелись соломенные крыши домов. Ветер быстро разнёс огонь по городу, а пожарные хоть и прибыли вовремя, всё равно не успели ничего предпринять. Пожар бушевал в городе 3 дня, унеся десятки жизней и уничтожив ≈500 строений.

       В начале 20 века деревянную каланчу заменили на каменную. Она была более высокая (32 метра), что позволяло вести круговой обзор города. При обнаружении возгорания дежурный на вершине башни громко звонил в колокол.

      Башня используется сегодня и как сигнальный объект. В случае учебной или реальной тревоги вмонтированный в пол «ревун» оповестит весь город.

      И сегодня сохранилась здесь старинная городская традиция. Каждый день в 12 часов дня с верхней площадки башни льются звуки «Белорусских фанфар». Это трубач в старинном наряде оповещает гродненцев, что в городе всё хорошо и спокойно.

        Интерес у туристов вызывает фреска, расположенная над зданием пожарной части. На ней изображены стоящие в ряд сотрудники пожарной службы в форме разных времён. Есть среди них и девушка. Присмотревшись, можно заметить, что это не кто иная, как Мона Лиза.

 

Старый замок

    Учреждение культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей» — «Старый замок» включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как объект первой категории.

Королевский дворец Старого замка построен во 2-ой половине XVI в. для короля Стефана Батория (неоднократно перестаивался в XVII–XIX вв.). На территории музея, Замковой горе, находятся:

  • королевский дворец;
  • руины Нижней церкви 12 в.;
  • руины Верхней церкви 12 в.;
  • руины Княжеского терема 12 в.;
  • фрагменты оборонительных стен 16—19 вв.;
  • мост 18 в. — старейший на территории Белоруссии каменный мост.

      Реконструция Старого Замка началась в 2017 году. В 2021 году завершился первый этап реставрации, а в ноябре для посещения открыли семь залов музея.

Новый замок

       Новый замок в Гродно — королевский дворец польского короля и великого князя литовского Августа III. Замок был построен по проекту Карла Фридриха Пёппельмана напротив старого дворца (Старый замок), в 1734–1751 годах. Использовался как летняя резиденция польских королей и великих князей литовских. Тут также проходили генеральные сеймы I Речи Посполитой.

Большая Хоральная синагога

     Большая Хоральная синагога -  главная синагога в Гродно, принадлежит к числу старейших европейских синагог, с заслуженным титулом самой красивой.

Здание удивительной красоты, представляет симбиоз итальянского стиля с другими. В середине находится святилище, украшенное уникальными фигурками из гипса. Синагога пользовалась большой популярностью у прихожан, при ней даже функционировал хор с солистом.

     Во времена Великой Отечественной войны синагога была разграблена, ее стены очень пострадали от боевого оружия, а само здание нацисты использовали для собрания евреев перед расстрелом или отправлением в концлагерь.

      Гродненская синагога прекрасно функционирующий и сегодня. Регулярно, в синагоге проводятся службы по случаю многочисленных еврейских праздников, где паломники со всего мира получают порции с кошерной пищей. В синагоге открыт также еврейский музей.

Коложская церковь

   Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь – архитектурная жемчужина старинного Гродно, уникальный памятник древнего православного зодчества XII века в Беларуси и всей Восточной Европе.

Построенная на северо-западе Древней Руси, Коложская церковь не похожа ни на один храм в мире. Православная святыня, история которой насчитывает уже девять столетий, включена в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

     Знаменитая особенность Коложи – украшение фасадов и стен вставками из больших полированных камней и многоцветных майоликовых плиток в форме крестов.

Внутреннее убранство Коложской церкви украшали уникальные фрески, фрагменты которых были обнаружены в 1970-х на алтарном своде и в нишах.

     Сегодня Коложская церковь – один из самых древних действующих храмов в Беларуси, где проводятся богослужения и таинства. Также при Свято-Борисо-Глебской церкви действуют воскресная школа и домовой храм в честь иконы Божией Матери Коложской.

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Мемориальный комплекс "Курган Славы", "Рубеж обороны "Линия Карбышева"

  • 1
  • Вид маршрута: пеший (≈​ 25 - 30 минут). От автовокзала можно добраться на общественном транспорте: троллейбусы № 1,2,3,11; автобус № 47.

2

  • Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.
  • Продолжительность по времени: 1,5-2 часа (в зависимости от заинтересованности и самочувствия ребёнка).
  • По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.
  • Опасные участки по ходу маршрута:

      ​- переход проезжей части;

      - переход перекрестка;

      - движение вдоль близко расположенной проезжей части.

 

По ходу движения по маршруту можно задать вопросы ребенку: 

  • Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
  • Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать - защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
  • Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
  • Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
  • Спросите у ребенка,  знает ли он какие-небудь памятники в городе Гродно.
  • Расскажите ребенку о Гродно во время войны, покажите фото.

3

ИСТОРИЯ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «КУРГАН СЛАВЫ» В ГРОДНО

      Мемориальный комплекс «Курган Славы» создан для увековечения памяти советских воинов, партизан и подпольщиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, а также борцов, павших за советскую власть в годы революции и Гражданской войны за воссоединение Западной Белоруссии с БССР.

    Курган имеет форму усеченного конуса, высотой он 18 метров, диаметр основания - 56 метров, вершины - 5 метров. Курган венчает кольцо, на внешней плоскости которого изображен венок из стилизованных листьев и пятиконечных звезд. С восточной стороны монумента - площадка. У подножия кургана горит Вечный огонь. Рядом с ним установлены мемориальные плиты, на которых - названия воинских частей, участвовавших в освобождении города на Немане и получивших наименование «Гродненские». С востока и севера площадку частично замыкают две невысокие стены с надписями: «Жизнью своею равненье на павших героев держи» и «Бессмертная слава героев умножится в славе потомков».

5

      Совсем недавно, к 70-летию Великой Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы» был реконструирован. Строители при помощи волонтеров БРСМ укрепили склон насыпи, установили подсветку, отремонтировали группу Вечного огня, стенки, дорожки и бетонные покрытия, реконструировали лестницу, ведущую к монументу, модернизировали завершающий венец на вершине кургана, провели многие другие работы.

      Была обновлена и пополнилась новыми экспонатами экспозиция вооружения и военной техники, находящаяся поблизости.

67

     Сегодня выставка организована по трем тематическим группам. На ней представлены танки ИС‑2, ИС‑3, Т‑62 и Т‑80, а также самоходно-артиллерийская установка ИСУ‑152, БРДМ‑1 и БРДМ‑2, БТР‑60П, БМП‑1 и БМП‑2 и другая военная техника. Один из самых крупных и ценных экспонатов — самолет-разведчик Су‑24МР.

 На табличках, установленных у каждого образца вооружения, указаны его тактико-технические характеристики.      После реконструкции мемориальный комплекс превратился в настоящий музей под открытым небом, стал местом проведения патриотических акций и мероприятий Гродненского гарнизона. По сложившейся традиции, молодожены в день свадебного торжества возлагают цветы к Вечному огню, чтут память погибших минутой молчания, благодарят тех, кто сложил свои головы в сражениях с захватчиками за мирное небо.

8

"Рубеж обороны  "Линия Карбышева" 

 

     Рубеж или, как говорят, линию имени генерала Карбышева воссоздали к 9 мая в Гродно. Она расположена недалеко от того места, где в начале войны был оборудован укрепрайон. Сегодня 130 метров окопных отделений и отдельных огневых точек расположились на подступах к Кургану воинской славы.

       Линия Карбышева» построена в честь генерал-лейтенанта, который возводил рубежи обороны на западных границах. В начале войны он лично руководил строительством укрепрайона под Гродно. Во время одного из боев генерал был захвачен в плен и, отказавшись сотрудничать с немцами, принял мученическую смерть.

      Впервые при строительстве подобных сооружений было применено не круглое бревно, а брус.

9

    Готовые конструкции закрепили, дно окопного отделения выложили камнями, чтобы там не стояла вода.

11

       Ширина по низу составила 50 см, по верху – 90 см. Высота траншеи с бруствером – 170 см. Сохранены все характерные элементы.

         Недалеко расположены пушки Д-44, БТР.

12

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТИХИ, КОТОРЫЕ МОЖНО

ПОЧИТАТЬ ДЕТЯМ / ЗАУЧИТЬ С НИМИ

Мужество

Анна Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

1942

Куда б ни шёл, ни ехал ты...

Михаил Исаковский

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак,

шахтёр, Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

    Тот самый длинный день в году...

Константин Симонов

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду -

На всех. На все четыре года.

Она такой вдавила след,

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет, и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

И к мертвым, выправив билет,

Все едет кто-нибудь из близких.

И время добавляет в списки

Еще кого-то, кого-то нет.

И ставит, ставит обелиски.

свернуть

Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь
29.12.2021   № 773
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Актуальность разработки Программы обусловлена геополитическими вызовами, необходимостью своевременного укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь посредством консолидации общества и обеспечения народного единства.
Строительство и укрепление независимого белорусского государства, обеспечение дальнейшей консолидации белорусского общества требуют выработки целостной системы патриотического воспитания, которая должна основываться на историческом опыте белорусской нации, духовных и моральных традициях, ценностных убеждениях и ориентирах, составляющих основу менталитета белорусов, таких базовых принципах современного этапа государственного строительства Беларуси, как ˮЕдинство. Развитие. Независимость“.
Для целей настоящей Программы используются следующие термины и их определения:
патриот – человек, который осознанно соотносит свою деятельность с интересами страны, идентифицирует себя и свое будущее c народом, историей, культурой и готов стоять на защите интересов Отечества;
патриотизм – духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития, осознанная повседневная деятельность гражданина во благо Родины, народа, государства;
патриотическое воспитание – процесс, основывающийся на патриотических ценностях, которые направлены на установление и укрепление начал общности и консолидации, осознание единства общественных и государственных интересов.
Патриотические ценности:
Родина (место рождения человека, страна, в которой он родился, культурно-историческая среда, созданная предками);
Отечество (страна, государство, с которым личность связана системой отношений, регламентированных правами и обязанностями);
семья, преемственность поколений, нация;
государственность, государственный суверенитет Республики Беларусь;
государственная символика Республики Беларусь (флаг, герб, гимн);
историческая память, национально-культурная идентичность;
национальная культура.
Патриотические ценностные ориентации, формируемые у населения:
любовь к Родине, малой родине, уважение и защита Отечества, знание национальной (отечественной) истории;
уважительное отношение к старшим, забота о младших и ответственность за них;
служение народу;
единство современной белорусской нации, понимание национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации белорусского общества;
знание исторических форм государственности на территории Беларуси и национальной белорусской государственности, готовность к защите и укреплению государственного суверенитета Республики Беларусь;
уважительное отношение к представителям различных конфессий, национальностей, социальных групп;
знание и уважение наиболее значимых достижений и традиций национальной культуры.
Патриотическое воспитание населения обеспечивается системой целенаправленных мер мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера, подкрепленных конкретными мероприятиями.
Особая роль в воспитании патриотизма отводится семье, где оно основывается на духовной связи между поколениями, включает в себя формирование патриотических чувств и патриотического поведения. Семейное патриотическое воспитание должно быть целенаправленным, последовательным, своевременным и продолжаться на всех этапах становления высоконравственной, гармонично развитой личности, у которой сформировано чувство ответственности за судьбу страны и которая способна на сопереживание, милосердие, самопожертвование.
Программа ориентирована на представителей всех слоев белорусского общества и возрастных групп населения Республики Беларусь.
Программа согласуется с решениями VI Всебелорусского народного собрания, актами законодательства, ориентированными на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Программа разработана на основе статистических данных, научных исследований, актов законодательства с учетом результатов социологического опроса населения, проведенного государственным научным учреждением ”Институт социологии Национальной академии наук Беларуси“ в 2021 году, а также аналитических материалов, подготовленных Белорусским институтом стратегических исследований.
Патриотизм неразрывно связан с идентичностью, чувством коллективной принадлежности (к стране, народу, этносу) и готовностью действовать во благо страны. Отличительной чертой белорусского патриотизма является фокусировка на настоящем, что делает его основным связующим звеном между образами прошлого и будущего страны. Главными объединяющими белорусское общество факторами выступают место проживания, общие традиции, обычаи, менталитет, гражданство. Быть патриотом – значит любить Беларусь, жить и работать в своей стране для ее благополучия, ценить белорусскую культуру, а также уважать государственную символику Республики Беларусь. ”Генетическому коду“ белорусского народа присущи взаимное уважение, гуманизм, добросердечность, трудолюбие, сострадание.
В своей жизнедеятельности белорусы опираются на значимые исторические события, составляющие фундамент государственности, выбирая в качестве примеров для подражания исторические личности.
Граждане заинтересованы в сохранении созданного за годы независимости сильного государства-партнера, предоставляющего равные стартовые возможности для самореализации. При этом эффективная реализация в Беларуси социально ориентированной политики привела к тому, что в нынешних условиях наблюдается некоторый объективный дисбаланс между патерналистскими ожиданиями части граждан, не желающих брать на себя ответственность за собственное благополучие, и реальными экономическими возможностями государства.
С 2020 года Республика Беларусь превратилась в арену геополитического противостояния крупных мировых политических игроков, став объектом неприкрытого информационного, политического и экономического давления со стороны западных государств.
Продолжаются попытки насаждения коллаборационистской символики, тенденциозные трактовки моральных и религиозных принципов, навязывание белорусским гражданам несвойственных культурных моделей. Первоочередным объектом деструктивного информационного воздействия является молодое поколение.
Ряд иностранных государств, отвечая на вызовы, связанные с нехваткой высококвалифицированных работников и спадом численности населения, стремится приумножить свой человеческий капитал за счет зарубежных трудовых ресурсов, в том числе из Беларуси.
Некоторые сопредельные с Республикой Беларусь государства продолжают проводить навязчивую политику по отношению к проживающим в Беларуси своим соотечественникам, пытаясь размыть у белорусов чувства гражданственности, принадлежности к своему Отечеству, разделить людей по национальному признаку, сформировать в Республике Беларусь социальные группы, лояльные иностранным государствам.
Угрожающей тенденцией являются попытки деформации исторической памяти посредством умышленного и целенаправленного искажения истории, навязывания чуждых смыслов и интерпретаций, политизации ключевых событий и дат. Вместе с тем вопреки неоднократным попыткам подвергнуть ревизии историю страны центральное место в исторической памяти народа занимает Великая Отечественная война. Ее события вызывают наибольший интерес, День Победы является значимым для большинства граждан. Война воспринимается современниками как тяжелое испытание советского народа, героический подвиг и великая Победа, а вклад белорусского народа в Победу выступает главным предметом национальной гордости.
В настоящее время особому воздействию подвергаются традиционные ценности как основа смыслообразующих жизненных ориентиров белорусского народа. В частности, это проявляется в понижении статуса института брака и духовно-нравственных семейных ценностей, увеличении числа разводов и количества неполных семей, ослаблении связей между поколениями в семье, недостаточной социально-психологической готовности молодежи к семейной жизни и осознанному родительству.
Современные реалии, вызовы и тенденции позволяют определить целевую направленность Программы: создание и практическая реализация комплексной системы мер идейно-теоретического, просветительского и практико-воспитательного характера по формированию духовно-нравственных основ культуры, патриотизма и гражданственности современного человека, отвечающей национально-государственным интересам в сфере социального, культурного, идеологического, духовного развития. Функционирование этой системы должно не только базироваться на традиционных культурно-исторических и нравственных ценностях, но и отвечать тенденциям формирования высокоинтеллектуального общества, коррелировать с достигнутым современным обществом интеллектуально-техническим уровнем развития, соответствовать приоритетам государственной политики.
ГЛАВА 3
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы – совершенствование государственной политики патриотического воспитания населения через формирование национальной идентичности на основе единых ценностей (стремление к мирной и независимой созидательной жизни, справедливость, единство, развитие), гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к защите независимости Республики Беларусь.
Задачи Программы:
формирование национальной идентичности – внедрение и утверждение общественно-государственных (национальных) ценностей, формирование нации как единого целого, представленного уникальными традициями и культурой;
духовно-нравственное воспитание – сохранение и обеспечение преемственности традиционных ценностей белорусского общества;
историко-культурное воспитание – популяризация отечественной истории, распространение научно обоснованной информации об историко-культурном наследии, боевых подвигах и трудовых свершениях белорусского народа, важных исторических событиях, памятных местах, их роли и значимости в становлении белорусской государственности;
гражданско-патриотическое воспитание – формирование законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, привитие глубокого уважения и почитания государственной символики Республики Беларусь;
военно-патриотическое воспитание – формирование физических, духовных качеств, которые позволят быть морально стойкими, готовыми к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества;
формирование научно-методологических, методических, нормативных правовых и организационно-технических основ национально-патриотического воспитания – развитие целостной государственной политики национально-патриотического воспитания.
Выполнение задач, определенных Программой, осуществляется через:
формирование национальной идентичности:
осуществление информационно-просветительской работы с целью донесения до населения Беларуси, белорусов, проживающих за рубежом, содержания общественно-государственных ценностей Республики Беларусь;
формирование политической, правовой, моральной, антикоррупционной и этической формы общественного сознания;
обеспечение проведения мероприятий национально-патриотического направления, в том числе приуроченных к государственным праздникам;
повышение уровня знаний о выдающихся личностях белорусского государства;
формирование целостного культурно-языкового пространства, основанного на закрепленном на конституционном уровне двуязычии, поддержке и развитии культур других национальностей, проживающих на территории Республики Беларусь;
формирование осведомленности населения о роли и значении членства Республики Беларусь в Организации Объединенных Наций, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийском экономическом союзе, других международных организациях, а также об участии в строительстве Союзного государства;
духовно-нравственное воспитание:
проведение мероприятий, направленных на укрепление в обществе духовных, культурных и исторических традиций белорусского народа;
содействие утверждению семейных ценностей и активное привлечение семьи к процессу национально-патриотического воспитания;
проведение комплекса мероприятий по ознакомлению широкого круга общественности с ценностями христианской культуры и укреплению в обществе межконфессионального мира;
реализацию современных форм культурно-просветительской деятельности по вопросам воспитания и привитие молодежи общечеловеческих ценностей;
историко-культурное воспитание:
разработку и актуализацию национально-исторической политики;
популяризацию и сохранение национального историко-культурного наследия в Республике Беларусь и мире;
расширение сети объектов историко-культурного наследия, восстановление и реставрацию исторических объектов страны;
проведение мероприятий, направленных на популяризацию исторических мест и выдающихся людей – выходцев из Беларуси;
проведение комплекса мероприятий по результатам расследования Генеральной прокуратурой преступлений фашистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны;
гражданско-патриотическое воспитание:
повышение уровня осознанного отношения населения к государственной символике Республики Беларусь;
формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения;
организацию торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам (День народного единства, День Независимости Республики Беларусь, День Победы), как основу гражданско-патриотического воспитания;
распространение и внедрение в практику передовых технологий работы по патриотическому воспитанию населения;
формирование уважительного отношения к историческим святыням и памятникам Отечества, родной природе, чувства гордости за отечественные достижения;
военно-патриотическое воспитание:
укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и правоохранительных органах;
реализацию системы военно-патриотического воспитания и общественного содействия безопасности и обороне Республики Беларусь;
организацию торжественных (памятных) мероприятий, посвященных праздничным дням и памятным датам (День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День памяти воинов-интернационалистов, профессиональные, в том числе связанные с ознаменованием выдающихся заслуг видов и родов войск Вооруженных Сил Республики Беларусь в защите Отечества, праздничные дни);
осуществление шефства воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований над учреждениями образования, проведение в них мероприятий гражданско-, героико- и военно-патриотической направленности, профориентационной работы;
развитие военно-прикладного и служебно-прикладного спорта, военного научно-технического творчества и инноваций;
проведение спортивно-патриотических мероприятий с участием широкого круга общественности, посвященных знаменательным датам страны;
организацию деятельности военно-патриотических клубов обучающихся на базе воинских частей, подразделений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
формирование научно-методологических, методических, нормативных правовых и организационно-технических основ национально-патриотического воспитания:
научное обоснование национальной идеи Республики Беларусь;
разработку и реализацию теоретико-методологических научных исследований в области патриотического воспитания населения;
совершенствование и формирование правовой базы в сфере патриотического воспитания;
совершенствование кадровой работы идеологической вертикали;
разработку критериев, параметров эффективности патриотического воспитания населения.
ГЛАВА 4
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы осуществляется на основе межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства, государственно-частного партнерства в решении задач патриотического воспитания населения.
Исполнителями Программы являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, организации всех форм собственности, общественные объединения в рамках их компетенций.
Механизмами реализации Программы являются государственные программы, программы деятельности Правительства Республики Беларусь, программы развития отраслей и регионов на пятилетний период, принимаемые (издаваемые) акты законодательства.
Ежегодно всеми заинтересованными в рамках их компетенций разрабатываются и утверждаются соответствующие планы мероприятий по реализации Программы.
Выполнение плана мероприятий по реализации Программы вносится на рассмотрение на коллегиях, совещаниях, заседаниях, советах учреждений образования, собраниях трудовых коллективов. При необходимости осуществляется корректировка должностных обязанностей руководителей и сотрудников всех уровней, отвечающих за идеологическую и воспитательную работу, военно-патриотическое воспитание.
Предусматривается активизация деятельности общественных объединений и формирований при реализации Программы посредством создания общественных советов, организации работы совещательно-консультативных органов, диалоговых площадок.
Координацию и выработку согласованных действий исполнителей, направленных на выполнение задач Программы, осуществляет Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь как центральный постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, обеспечивающий:
контроль за реализацией Программы исполнителями;
разработку и внедрение системы отчетности о выполнении соответствующих планов мероприятий основными исполнителями Программы;
мониторинг качества и эффективности реализации Программы и соответствующих планов мероприятий;
подготовку совместно с основными исполнителями ежегодного доклада о состоянии патриотического воспитания населения в Республике Беларусь;
подготовку предложений о совершенствовании патриотического воспитания населения.
Реализация Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в установленном порядке в республиканском и (или) местных бюджетах органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством.
ГЛАВА 5
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с целью Программы ее результатом будут являться целенаправленная государственная политика патриотического воспитания населения, создание условий для консолидации населения Республики Беларусь через формирование национальной идентичности на основе единых национальных ценностей: стремления к мирной и независимой созидательной жизни, справедливости, единства, развития.
Кумулятивным количественным показателем станет численность представителей всех социально-возрастных категорий населения, охваченных мероприятиями Программы.
Показателями результативности реализации Программы выступают:
эффективное функционирование системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства в решении задач патриотического воспитания;
повышение уровня ответственности за настоящее и будущее страны у всех возрастных групп населения;
повышение уровня осознанного отношения к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества;
повышение интереса представителей всех возрастных групп населения к изучению исторического прошлого Беларуси, в том числе военного, осознание необходимости сохранения памяти об исторических подвигах защитников Отечества;
сформированное у населения уважение и почитание государственной символики Республики Беларусь, уважение к историческим святыням и памятникам Отечества, родной природе, чувство гордости за отечественные достижения;
активное вовлечение института семьи в патриотическое воспитание;
повышение участия представителей всех возрастных групп населения в мероприятиях патриотической направленности, формирование положительной мотивации к участию в социально значимой деятельности, в том числе волонтерской, для решения практических проблем в разных сферах жизнедеятельности страны;
повышение интереса населения к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства Беларуси, достижениям отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие науки, а также к отечественной литературе, музыке, искусству, гуманитарным и естественным наукам;
увеличение охвата населения Республики Беларусь мероприятиями (проектами), формирующими патриотические ценностные ориентации;
эффективное функционирование общественных и образовательных организаций по патриотическому воспитанию, а также системы профессиональной ориентации учащихся по их привлечению к работе в различных отраслях отечественной промышленности, системе образования, науки, культуры, спорта, сфере услуг и иной деятельности;
увеличение количества молодежных инициатив, экспериментальных и инновационных проектов по патриотическому воспитанию;
активное участие всех слоев населения в республиканских и областных конкурсах, семинарах, конференциях, выставках, экспозициях, посвященных культурным и историческим событиям, знаменательным датам и видным деятелям Беларуси;
актуализированная правовая база сопровождения и регулирования патриотического воспитания населения в сфере молодежной политики, культуры, образования;
сформированная система непрерывного патриотического воспитания детей и молодежи;
разработанный механизм мониторинга качества и оценки эффективности Программы;
разработанная методика оценки сформированности у различных групп населения патриотических ценностей и ее динамики;
увеличение количества научных исследований и инновационных разработок в сфере патриотического воспитания, сформированность научного знания о теоретико-методологических основах патриотического воспитания населения;
методические рекомендации по организации патриотического воспитания населения, материалы для республиканских информационно-пропагандистских групп;
система информационно-методического обеспечения патриотического воспитания населения;
сформированные сообщества экспертов в сфере патриотического воспитания населения, готовые оказывать консультативно-методическую помощь разным субъектам и группам по вопросам, связанным с патриотическим воспитанием населения, а также осуществлять экспертную оценку направлений патриотического воспитания населения;
подготовленные и внедренные эффективные комплексы учебных и специальных программ, методик и технологий работы по патриотическому воспитанию населения;
информационная база сетевых ресурсов и сервисов для повышения эффективности реализации технологий патриотического воспитания населения;
развитие и систематизация белорусского опыта в сфере патриотического воспитания населения с целью его трансляции и дальнейшего практического использования.
Выполнение показателей результативности реализации Программы также может определяться на основании тематических социологических опросов и исследований.
 
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь
29.12.2021   № 773
ПОЛОЖЕНИЕ
о Республиканском межведомственном координационном совете по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь
1. Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь (далее – Совет) создается в целях обеспечения на межведомственном уровне согласованной работы по патриотическому воспитанию населения.
2. Совет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом.
3. Основной задачей Совета является координация взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, иных заинтересованных по патриотическому воспитанию населения.
4. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением.
5. Персональный состав Совета определяется Советом Министров Республики Беларусь.
6. Для обеспечения наиболее эффективной деятельности по патриотическому воспитанию населения и решения конкретных задач облисполкомы, Минский горисполком принимают меры по созданию региональных структур Совета.
7. Задачами Совета являются:
анализ эффективности реализации Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы, утвержденной постановлением, утвердившим настоящее Положение, и принятие мер по ее совершенствованию;
формирование предложений и рекомендаций, направленных на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию;
выявление эффективных моделей и методов патриотического воспитания населения, подготовка предложений по их внедрению в Республике Беларусь.
8. Совет вправе:
запрашивать и получать в соответствии с законодательством у государственных органов, иных организаций информацию о выполнении его решений, а также документы и сведения по вопросам патриотического воспитания населения для принятия решений;
при необходимости приглашать в установленном порядке на заседания Совета для получения информации по рассматриваемым вопросам представителей государственных органов и иных организаций по согласованию с их руководителями;
создавать для рассмотрения отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, временные рабочие группы, решения которых являются основой для рассмотрения таких вопросов Советом.
9. Председатель Совета:
руководит деятельностью Совета, распределяет обязанности среди его членов и координирует работу по выполнению членами возложенных на них задач;
дает поручения по подготовке вопросов для рассмотрения на заседаниях Совета, утверждает порядок ведения и повестку дня заседаний;
проводит заседания Совета и подписывает принятые по итогам заседания решения;
осуществляет общий контроль за реализацией решений Совета, а также в пределах возложенных на него задач реализует иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.
В отсутствие председателя Совета его обязанности возлагаются на одного из его заместителей.
10. Секретарь Совета:
организует подготовку материалов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета, проверяет их полноту и качество;
формирует повестку дня заседания Совета, проект которой после утверждения председателем Совета не позднее чем за десять календарных дней до даты проведения заседания с приложением к нему всех необходимых документов направляет членам Совета;
информирует членов Совета о месте, времени проведения и повестке дня заседания, обеспечивает их необходимыми справочно-информационными материалами;
оформляет протоколы заседаний Совета, представляет их для подписания председателю Совета;
по поручению председателя Совета выполняет иные функции по обеспечению деятельности Совета.
11. Члены Совета:
присутствуют на его заседаниях;
обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых     вопросов и принятии по ним решений;
участвуют в подготовке материалов Совета, а также проектов его решений в пределах своих полномочий с учетом возложенных обязанностей, вносят свои предложения;
участвуют в обсуждении, излагают свою позицию по рассматриваемым вопросам и участвуют в голосовании во время принятия решений;
способствуют в пределах компетенции выполнению возложенных на Совет задач и реализации его решений;
при несогласии с принятым Советом решением вправе прилагать к нему свои обоснованные возражения в письменном виде.
12. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
13. Совет правомочен принимать решение при условии присутствия на заседании не менее половины от общего числа его состава.
14. На заседания Совета могут быть приглашены руководители организаций, общественных объединений и иные заинтересованные.
15. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании его членов. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании.
16. Решения Совета по вопросам, входящим в его компетенцию, оформляются протоколами, которые подписываются председателем Совета (заместителем, на которого возложены его обязанности) и секретарем.
17. Решения Совета доводятся до заинтересованных в виде выписок из протоколов секретарем в течение 15 календарных дней с даты проведения заседания.
18. Решения Совета по вопросам, входящим в его компетенцию, подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и иными организациями.
19. Документы и сведения, подлежащие рассмотрению на заседании Совета, представляются его членами не позднее чем за десять календарных дней до даты проведения заседания.
20. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Министерство образования.
свернуть