Законным представителям

Адаптация - это приспособление к изменяющимся условиям. А жизнь малыша, поступающего в детский сад, меняется очень резко. Непривычная еда, непривычные игры, отсутствие рядом мамы, постоянный контакт с другими детьми... Как же помочь ребенку пережить этот сложный период?

Проблема детского сада хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад

  • Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом. Настроить малыша как можно положительное к его поступлению в детский сад.
  • Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий.
  • Не отдавать малыша в детский сад в разгаре кризиса 3-х лет.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми и воспитателями в детском саду, куда он скоро придет. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  • Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детсад.
  • Планировать свой отпуск так, чтобы не оставлять ребенка первое время на целый день в детском саду.
  • Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.

     Как надо вести себя родителям с ребенком, начавшим посещать детский сад:

  • Не оставлять его на целый день в детском саду, пораньше забирать домой.
  • Создать для него спокойный, бесконфликтный климат в семье, уменьшать нагрузку на нервную систему.
  • На время прекратить походы в цирк, театр, в гости.
  • Создать в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду.
  • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
  • При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома, сразу обратиться к психологу и детскому врачу.

Как не надо вести себя родителям  с ребенком, начавшим посещать детский сад:

  • При ребенке плохо говорить о детском саде, конфликтовать с ним дома.
  • Угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи и непослушание, поздно забирать домой.
  • Мешать контактам малыша с детьми в группе.
  • Водить ребенка в многолюдные места, резко менять в выходные его режим дня.

Информация для родителей, дети которых собираются в детский сад

Прежде всего, вы сами должны быть психологически готовы к расставанию. Успокойтесь и не нервничайте - любое ваше внутреннее состояние сразу передается ребенку. В ваших силах сделать так, чтобы малыш преодолел адаптационный период без особых нервных затрат.

Наложите вето на домашнее обсуждение будущих детсадовских проблем в присутствии ребенка. Вам кажется, что малыш, который с грохотом таскает по коридору машину, ничего не слышит? Будьте уверены: не только внимает, но и впитывает как губка! И пока на подсознательном уровне усваивает: готовится что-то неприятное. Поэтому все разговоры о предстоящих переменах должны вестись в отсутствии ребенка.

 Не пугайте ребенка. Фразы типа «Не балуйся, а то отправлю в садик!» могут поселить в его душе страх, который потом будет трудно побороть. Лучше заранее сводите малыша в детский сад на увлекательную экскурсию. Познакомьте его с воспитателем, попросите разрешения заглянуть в группу или в зал для спортивных и музыкальных занятий, покажите игровую площадку. Такие мимолетные впечатления необходимы ребенку - это место уже не будет казаться чужим, в мыслях он начнет постепенно привыкать к нему.

Не идеализируйте детский сад, иначе он просто не оправдает надежд вашего малыша. Лучше всего быть в этой ситуации честным. Расскажите сыну или дочке, чем они будут заниматься в группе, какие требования там существует (слушаться воспитателя, соблюдать распорядок дня, не обижать других малышей).

Узнайте режим дня и начинайте придерживаться его. Не забудьте напоминать при этом: «А сейчас детки в саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать)».

Не обещайте ребенку вознаграждения за посещение детского сада. Дайте ему сразу понять: впереди обычная жизнь, в ней будут друзья, интересные игры, прогулки, и надо в эту жизнь включаться сразу, а не сидеть до вечера у окна в ожидании прихода родителей.

Постарайтесь настроить малыша на дружелюбное общение с незнакомыми детьми, но обязательно предупредите в мягкой форме, что все они разные: есть капризные, драчливые, непослушные, однако бояться их или подражать им не надо.

Кода настанет час икс, не делайте из этого выдающегося события. Продумайте все до мелочей, чтобы обойтись без спешки и нервозности. Заранее подготовьте в отдельном пакете запасную одежду, чтобы малыш в случае чего мог переодеться. Все вещи должны быть максимально просты и удобны (без замысловатых застежек и тугих пуговиц). Дайте с собой любимую игрушку - с ней ребенок почувствует себя спокойнее.

Сначала оставляйте «новобранца» в саду на 1-2 часа, обязательно забирая его, домой до обеда. Постепенно увеличивайте это время.

А что делать, когда малыш постоянно плачет и в прямом смысле хватается за вашу юбку? Психологи рекомендуют не затягивать расставание и не «дразнить» ребенка своим присутствием. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода малыш спокойно включается в игру - детская психика гибкая и легко приспосабливается к новому.

Разработайте свой собственный ритуал прощания. Например, пусть малыш помашет вам рукой из окна или пошлет воздушный поцелуй.

Теперь вы проводите с малышом меньше времени, чем раньше, но важно другое - нежность и тепло ваших взаимоотношений, любовь друг другу, которую ребенок должен чувствовать всегда.

Поступление в детский сад – это новый этап в жизни вашего малыша.

Этап и интересный, и трудный.

Интересный –  так как в детском саду его ждут красивые яркие игрушки, на занятиях он научиться лепить, клеить, рисовать, познакомиться с цветом, формой, буквами и цифрами, каждый день Ваш малыш будет узнавать что-то новое и интересное о себе и об окружающем мире, именно здесь он найдет своих первых надежных друзей.

Трудный – потому что ВДРУГ в жизни ребенка меняется очень-очень многое: вдруг мама куда-то уходит, а ребенок остается с тетей-воспитательницей, с которой  он пока еще не успел познакомиться, поэтому относится к ней немного осторожно (но это только первый день-два), меняется режим, окружающая обстановка, пища, рядышком есть много детей, с которыми малышу предстоит научиться сотрудничать, делиться  игрушками, ждать своей очереди и просить, появляются новые правила и нормы поведения.

Помогите, пожалуйста, своему ребенку подготовиться к поступлению в детский сад. То, как быстро и насколько мягко и максимально безболезненно пройдет процесс адаптации (привыкание, приспособление к новым условиям) к детскому саду, во многом зависит от того, что ваш ребенок будет уметь делать самостоятельно и  что он будет знать о детском садике к моменту поступления.

Адаптация малыша к детскому саду.

САМОЕ-САМОЕ ВАЖНОЕ!!!

Период адаптации у каждого ребенка проходит индивидуально. Как правило, он длится от 2 недель до 2 месяцев, иногда полгода, год.

  1. Максимально приблизьте домашний режим дня вашего ребенка к тому режиму, по  которому ребенок будет жить в детском саду (обязательно спросите о распорядке дня у воспитателя). Особенно важно приучить ребенка ложиться спать в 12-30. (Если ребенок поздно просыпается, то в 12-30 ему уснуть очень сложно. Измените, пожалуйста, ваш режим и время подъема, чтобы, когда вы придете в детский сад, ребенок легко следовал установленному распорядку и с радостью засыпал в 12-30.)
  2. Научите малыша самостоятельно кушать ложкой, пить из кружки.
  3. Научите малыша самостоятельно  убирать за собой игрушки
  4. Научите малыша самостоятельно одеваться и раздеваться (надевать колготки и носочки, расстегивать и застегивать сандалики (лучше покупайте обувь на липучках), снимать маечку, одевать платьице). Иногда быстрее и проще для мамы одеть самой малыша, но для РЕБЕНКА так  НЕ ЛУЧШЕ!!! И в детском  саду ему без этих  навыков  будет сложнее.

ВАЖНО СОЗДАТЬ  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ДЕТСКОГО САДА!

  1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад.

Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером обязательно заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. А только взрослых детей и послушных. Тебе повезло, тебя приняли. Осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому.

Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. Рассказывайте о том, чем занимаются ребята в садике. Пусть малышу захочется проводить время с ними.

  1. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
  2. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, расскажите, к кому он может обратиться за помощью и как это сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна … нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Объясните малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
  3. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, - тогда ему будет легче привыкать. Ни в коем случае не угрожайте и не пугайте ребенка детским садом как наказанием за его непослушание.
  4. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!» Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!
  5. В период привыкания вашего малыша к детскому саду важно учитывать, что в группе он чувствует себя скованно и вынужден сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, дискомфорту. Необходимо создать условия для разрядки этих эмоций. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует как можно больше играть с ребенком в веселые подвижные игры.
  6. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков, и ему будет проще отпустить вас. Например, помахать в окошко. Не затягивайте прощание.
  7. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку; принести с собой свою игрушку. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

 ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Приходя в детский сад, дети попадают в новую социальную среду, где им необходимо приспособиться к пока неизвестным условиям. Ребенку необходимо перестроить, привыкнуть к новому воздушному световому режиму, установленному распорядку дня, к изменениям в питании. То есть у ребенка происходит биологическая перестройка организма. (Биологическая адаптация)

Приход в дошкольное учреждение вызывает у ребенка необходимость изменять свое поведение в зависимости от новых специальных условий. (т.е. ребенок социально адаптируется). Жизнь ребенка организует уже другие взрослые, по новым правилам, к малышу начинают предъявлять новые или перестроить уже имеющиеся привычки и формы поведения.

Поскольку каждый ребенок уникален и неповторим, то существуют значительные отличия в адаптационных возможностях детей.

Специалисты выделяют: 3 степени адаптации к детскому саду.

Легкая

При легкой степени наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся в снижении речевой активности  ребенка, незначительных нарушениях поведения, ухудшения сна и аппетита. Как правило эти явления проходят в течении 7-10 дней пребывания в дошкольном учреждении.

Средняя

Адаптация средней степени тяжести выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении. Симптомы: потеря сна на время, нарушение речи, легкое заболевание, завершающее без осложнений. Длиться 10-14 дней.

Тяжелая

 При тяжелой степени адаптации ребенок привыкает к дошкольному учреждению длительно и сложно, этот процесс может затянуться на месяцы.

Причинами тяжелой адаптации могут быть:

  1. Личностные особенности ребенка: эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, отсутствия умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками, особенности темперамента.
  2. Личностные проблемы родителей: конфликтность как черта характера, родительская незрелость, тревожность, эмоциональная неустойчивость.
  3. Проблемы организационного характера: новый режим дня, большое количество детей в группе, незнакомые взрослые, новые требования.

Для того чтобы узнать адаптировался или не адаптировался ребенок к условиям детского сада, необходимо знать признаки адаптации:

Хороший аппетит

Спокойный сон

Охотное общение с другими детьми

Адекватная реакция на любое предложение воспитателя

Нормальное эмоциональное состояние.

Факторы успешной адаптации:

Подготовка к поступлению в детский сад.

Желание ребенка ходить в детский сад.

Физическое здоровье ребенка

Согласованность действий взрослых участников адаптационного процесса

Наличие у ребенка культурно-гигиенических навыков

Умение ребенка действовать самостоятельно

Доброжелательное и спокойное поведение родителей

Умение общаться и способность малыша взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Благоприятный для поступления в детский сад возраст

Индивидуальный подход к каждому ребенку

Высокий уровень развития ребенка

Личностные и профессиональные  качества педагогов

Посильные требования к ребенку.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад (памятка для родителей).

  • С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. Приводите ребенка в детский сад, как в первый раз, так и всегда надо к 8 часам утра или раньше. Первые два дня забирайте малыша лучше с утренней прогулки. В следующие два дня – после обеда, не оставляя на дневной сон. Пятый - десятый день пусть ваш малыш проведет дома, так как велика вероятность заболеть. В этот период идет активное приспособление организма ребенка к новым для него типам бактерий, к которым надо привыкнуть. Лучше это делать в домашних условиях. Возобновлять посещение детского сада надо в той же последовательности, что и в первый раз (забирать 2 дня с прогулки, 2 дня после обеда, без дневного сна в группе). В тоже время надо учитывать, что период «укороченного дня» нельзя затягивать, иначе ваш малыш может решить, что спать он всегда будет дома, а не в детском саду.
  • Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть его отводит в детский сад отец.
  • Дайте ребенку в сад его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к саду.
  • Некоторые дети в первые дни очень устают от новых впечатлений, новых друзей, деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с детского сада или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
  • Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей, ориентируя игру на положительные результаты.
  • Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он стал таким большим.
  • Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
  • Не кутайте своего ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.

 

Уважаемые родители!

Постановлением Министерства образования от 25 июля 2022 г. № 204 утверждена Инструкция, которой определен порядок организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому для воспитанников, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать учреждения образования.

Для получения дошкольного образования на дому Вам необходимо обратиться в учреждение здравоохранения по месту жительства ребенка для получения заключения врачебно-консультационной комиссии.

После получения заключения необходимо обратиться с заявлением в отдел образования администрации Ленинского района г. Гродно (далее – отдел образования) по ул. Лермонтова, 2, каб. 218. 

Отдел образования в течение 3 календарных дней со дня подачи законным представителем ребенка документов принимает решение об освоении содержания образовательной программы дошкольного образования на дому, определяет государственное учреждение образования, в которое воспитанник будет зачислен и информирует законного представителя о принятом решении.

Для организации образовательного процесса на дому учреждением образования разрабатывается индивидуальный учебный план, расписание занятий согласовывается с законными представителями воспитанника.

При получении дошкольного образования на дому при необходимости учреждение дошкольного образования организует оказание воспитаннику социально-педагогической поддержки и психологической помощи.

 

ОТЧИСЛЕНИЕ ВОСПИТАННИКА ИЗ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВОСПИТАННИКА: 

  • ДОЛЖЕН ПИСЬМЕННО УВЕДОМИТЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО О ПРЕДСТОЯЩЕМ ОТЧИСЛЕНИИ;
  • ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРИКАЗОМ ОБ ОТЧИСЛЕНИИ  ВОСПИТАННИКА ПОД РОСПИСЬ.
ВАЖНО!
  • В СЛУЧАЕ ПЕРЕПЛАТЫ ЗА ПИТАНИЕ ЗАКОННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОБРАЩАЕТСЯ В ГУ "ГРОДНЕНСКИЙ ГОРОДСКЙ ЦЕНТР ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ" ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ВОЗВРАТЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
  • В СЛУЧАЕ НАЛИЧИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОПЛАТЕ ЗА ПИТАНИЕ  И  НЕПОГАШЕНИЯ ДОЛГА ЗА ПИТАНИЕ ЗАВЕДУЮЩИЙ УЧРЕЖДЕНИЯ ВПРАВЕ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ЕГО ВЗЫСКАНИЕМ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОРЯДКЕ.