Адаптация - это приспособление к изменяющимся условиям. А жизнь малыша, поступающего в детский сад, меняется очень резко. Непривычная еда, непривычные игры, отсутствие рядом мамы, постоянный контакт с другими детьми... Как же помочь ребенку пережить этот сложный период?
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад
- Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом. Настроить малыша как можно положительное к его поступлению в детский сад.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий.
- Не отдавать малыша в детский сад в разгаре кризиса 3-х лет.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми и воспитателями в детском саду, куда он скоро придет. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детсад.
- Планировать свой отпуск так, чтобы не оставлять ребенка первое время на целый день в детском саду.
- Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
Как надо вести себя родителям с ребенком, начавшим посещать детский сад:
- Не оставлять его на целый день в детском саду, пораньше забирать домой.
- Создать для него спокойный, бесконфликтный климат в семье, уменьшать нагрузку на нервную систему.
- На время прекратить походы в цирк, театр, в гости.
- Создать в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду.
- Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
- При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома, сразу обратиться к психологу и детскому врачу.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, начавшим посещать детский сад:
- При ребенке плохо говорить о детском саде, конфликтовать с ним дома.
- Угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи и непослушание, поздно забирать домой.
- Мешать контактам малыша с детьми в группе.
- Водить ребенка в многолюдные места, резко менять в выходные его режим дня.
Информация для родителей, дети которых собираются в детский сад
Прежде всего, вы сами должны быть психологически готовы к расставанию. Успокойтесь и не нервничайте - любое ваше внутреннее состояние сразу передается ребенку. В ваших силах сделать так, чтобы малыш преодолел адаптационный период без особых нервных затрат.
Наложите вето на домашнее обсуждение будущих детсадовских проблем в присутствии ребенка. Вам кажется, что малыш, который с грохотом таскает по коридору машину, ничего не слышит? Будьте уверены: не только внимает, но и впитывает как губка! И пока на подсознательном уровне усваивает: готовится что-то неприятное. Поэтому все разговоры о предстоящих переменах должны вестись в отсутствии ребенка.
Не пугайте ребенка. Фразы типа «Не балуйся, а то отправлю в садик!» могут поселить в его душе страх, который потом будет трудно побороть. Лучше заранее сводите малыша в детский сад на увлекательную экскурсию. Познакомьте его с воспитателем, попросите разрешения заглянуть в группу или в зал для спортивных и музыкальных занятий, покажите игровую площадку. Такие мимолетные впечатления необходимы ребенку - это место уже не будет казаться чужим, в мыслях он начнет постепенно привыкать к нему.
Не идеализируйте детский сад, иначе он просто не оправдает надежд вашего малыша. Лучше всего быть в этой ситуации честным. Расскажите сыну или дочке, чем они будут заниматься в группе, какие требования там существует (слушаться воспитателя, соблюдать распорядок дня, не обижать других малышей).
Узнайте режим дня и начинайте придерживаться его. Не забудьте напоминать при этом: «А сейчас детки в саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать)».
Не обещайте ребенку вознаграждения за посещение детского сада. Дайте ему сразу понять: впереди обычная жизнь, в ней будут друзья, интересные игры, прогулки, и надо в эту жизнь включаться сразу, а не сидеть до вечера у окна в ожидании прихода родителей.
Постарайтесь настроить малыша на дружелюбное общение с незнакомыми детьми, но обязательно предупредите в мягкой форме, что все они разные: есть капризные, драчливые, непослушные, однако бояться их или подражать им не надо.
Кода настанет час икс, не делайте из этого выдающегося события. Продумайте все до мелочей, чтобы обойтись без спешки и нервозности. Заранее подготовьте в отдельном пакете запасную одежду, чтобы малыш в случае чего мог переодеться. Все вещи должны быть максимально просты и удобны (без замысловатых застежек и тугих пуговиц). Дайте с собой любимую игрушку - с ней ребенок почувствует себя спокойнее.
Сначала оставляйте «новобранца» в саду на 1-2 часа, обязательно забирая его, домой до обеда. Постепенно увеличивайте это время.
А что делать, когда малыш постоянно плачет и в прямом смысле хватается за вашу юбку? Психологи рекомендуют не затягивать расставание и не «дразнить» ребенка своим присутствием. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода малыш спокойно включается в игру - детская психика гибкая и легко приспосабливается к новому.
Разработайте свой собственный ритуал прощания. Например, пусть малыш помашет вам рукой из окна или пошлет воздушный поцелуй.
Теперь вы проводите с малышом меньше времени, чем раньше, но важно другое - нежность и тепло ваших взаимоотношений, любовь друг другу, которую ребенок должен чувствовать всегда.
Поступление в детский сад – это новый этап в жизни вашего малыша.
Этап и интересный, и трудный.
Интересный – так как в детском саду его ждут красивые яркие игрушки, на занятиях он научиться лепить, клеить, рисовать, познакомиться с цветом, формой, буквами и цифрами, каждый день Ваш малыш будет узнавать что-то новое и интересное о себе и об окружающем мире, именно здесь он найдет своих первых надежных друзей.
Трудный – потому что ВДРУГ в жизни ребенка меняется очень-очень многое: вдруг мама куда-то уходит, а ребенок остается с тетей-воспитательницей, с которой он пока еще не успел познакомиться, поэтому относится к ней немного осторожно (но это только первый день-два), меняется режим, окружающая обстановка, пища, рядышком есть много детей, с которыми малышу предстоит научиться сотрудничать, делиться игрушками, ждать своей очереди и просить, появляются новые правила и нормы поведения.
Помогите, пожалуйста, своему ребенку подготовиться к поступлению в детский сад. То, как быстро и насколько мягко и максимально безболезненно пройдет процесс адаптации (привыкание, приспособление к новым условиям) к детскому саду, во многом зависит от того, что ваш ребенок будет уметь делать самостоятельно и что он будет знать о детском садике к моменту поступления.
Адаптация малыша к детскому саду.
САМОЕ-САМОЕ ВАЖНОЕ!!!
Период адаптации у каждого ребенка проходит индивидуально. Как правило, он длится от 2 недель до 2 месяцев, иногда полгода, год.
- Максимально приблизьте домашний режим дня вашего ребенка к тому режиму, по которому ребенок будет жить в детском саду (обязательно спросите о распорядке дня у воспитателя). Особенно важно приучить ребенка ложиться спать в 12-30. (Если ребенок поздно просыпается, то в 12-30 ему уснуть очень сложно. Измените, пожалуйста, ваш режим и время подъема, чтобы, когда вы придете в детский сад, ребенок легко следовал установленному распорядку и с радостью засыпал в 12-30.)
- Научите малыша самостоятельно кушать ложкой, пить из кружки.
- Научите малыша самостоятельно убирать за собой игрушки
- Научите малыша самостоятельно одеваться и раздеваться (надевать колготки и носочки, расстегивать и застегивать сандалики (лучше покупайте обувь на липучках), снимать маечку, одевать платьице). Иногда быстрее и проще для мамы одеть самой малыша, но для РЕБЕНКА так НЕ ЛУЧШЕ!!! И в детском саду ему без этих навыков будет сложнее.
ВАЖНО СОЗДАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ДЕТСКОГО САДА!
- Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад.
Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером обязательно заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. А только взрослых детей и послушных. Тебе повезло, тебя приняли. Осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому.
Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. Рассказывайте о том, чем занимаются ребята в садике. Пусть малышу захочется проводить время с ними.
- Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
- Поговорите с ребенком о возможных трудностях, расскажите, к кому он может обратиться за помощью и как это сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна … нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Объясните малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
- В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, - тогда ему будет легче привыкать. Ни в коем случае не угрожайте и не пугайте ребенка детским садом как наказанием за его непослушание.
- В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!» Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!
- В период привыкания вашего малыша к детскому саду важно учитывать, что в группе он чувствует себя скованно и вынужден сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, дискомфорту. Необходимо создать условия для разрядки этих эмоций. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует как можно больше играть с ребенком в веселые подвижные игры.
- Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков, и ему будет проще отпустить вас. Например, помахать в окошко. Не затягивайте прощание.
- В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку; принести с собой свою игрушку. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Приходя в детский сад, дети попадают в новую социальную среду, где им необходимо приспособиться к пока неизвестным условиям. Ребенку необходимо перестроить, привыкнуть к новому воздушному световому режиму, установленному распорядку дня, к изменениям в питании. То есть у ребенка происходит биологическая перестройка организма. (Биологическая адаптация)
Приход в дошкольное учреждение вызывает у ребенка необходимость изменять свое поведение в зависимости от новых специальных условий. (т.е. ребенок социально адаптируется). Жизнь ребенка организует уже другие взрослые, по новым правилам, к малышу начинают предъявлять новые или перестроить уже имеющиеся привычки и формы поведения.
Поскольку каждый ребенок уникален и неповторим, то существуют значительные отличия в адаптационных возможностях детей.
Специалисты выделяют: 3 степени адаптации к детскому саду.
Легкая
При легкой степени наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся в снижении речевой активности ребенка, незначительных нарушениях поведения, ухудшения сна и аппетита. Как правило эти явления проходят в течении 7-10 дней пребывания в дошкольном учреждении.
Средняя
Адаптация средней степени тяжести выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении. Симптомы: потеря сна на время, нарушение речи, легкое заболевание, завершающее без осложнений. Длиться 10-14 дней.
Тяжелая
При тяжелой степени адаптации ребенок привыкает к дошкольному учреждению длительно и сложно, этот процесс может затянуться на месяцы.
Причинами тяжелой адаптации могут быть:
- Личностные особенности ребенка: эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, отсутствия умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками, особенности темперамента.
- Личностные проблемы родителей: конфликтность как черта характера, родительская незрелость, тревожность, эмоциональная неустойчивость.
- Проблемы организационного характера: новый режим дня, большое количество детей в группе, незнакомые взрослые, новые требования.
Для того чтобы узнать адаптировался или не адаптировался ребенок к условиям детского сада, необходимо знать признаки адаптации:
Хороший аппетит
Спокойный сон
Охотное общение с другими детьми
Адекватная реакция на любое предложение воспитателя
Нормальное эмоциональное состояние.
Факторы успешной адаптации:
Подготовка к поступлению в детский сад.
Желание ребенка ходить в детский сад.
Физическое здоровье ребенка
Согласованность действий взрослых участников адаптационного процесса
Наличие у ребенка культурно-гигиенических навыков
Умение ребенка действовать самостоятельно
Доброжелательное и спокойное поведение родителей
Умение общаться и способность малыша взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
Благоприятный для поступления в детский сад возраст
Индивидуальный подход к каждому ребенку
Высокий уровень развития ребенка
Личностные и профессиональные качества педагогов
Посильные требования к ребенку.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад (памятка для родителей).
- С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. Приводите ребенка в детский сад, как в первый раз, так и всегда надо к 8 часам утра или раньше. Первые два дня забирайте малыша лучше с утренней прогулки. В следующие два дня – после обеда, не оставляя на дневной сон. Пятый - десятый день пусть ваш малыш проведет дома, так как велика вероятность заболеть. В этот период идет активное приспособление организма ребенка к новым для него типам бактерий, к которым надо привыкнуть. Лучше это делать в домашних условиях. Возобновлять посещение детского сада надо в той же последовательности, что и в первый раз (забирать 2 дня с прогулки, 2 дня после обеда, без дневного сна в группе). В тоже время надо учитывать, что период «укороченного дня» нельзя затягивать, иначе ваш малыш может решить, что спать он всегда будет дома, а не в детском саду.
- Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть его отводит в детский сад отец.
- Дайте ребенку в сад его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к саду.
- Некоторые дети в первые дни очень устают от новых впечатлений, новых друзей, деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с детского сада или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
- Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей, ориентируя игру на положительные результаты.
- Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он стал таким большим.
- Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
- Не кутайте своего ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
- Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
- Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.